Документы в сфере охраны окружающей среды необходимые для субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП)


1. Разрешение на выброс загрязняющих веществ (Проект ПДВ)

почему это нужно?

В случае наличия источников выбросов в атмосферу (котельные, гаражи, открытые стоянки и т.д.) в соответствии со ст. 14 Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» требуется Разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Для получения этого разрешения разрабатывается проект нормативов допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее – проект ПДВ).  Данный проект проходит платную экспертизу в ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по Мурманской области", затем необходимо получить санитарно-эпидемиологическое заключение в Управлении Роспотребнадзора по Мурманской области, потом документы направляются на утверждение нормативов допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в Управление Росприроднадзора по Мурманской области и, наконец, Министерство природных ресурсов и экологии Мурманской области выдает Разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. За выдачу разрешений на выбросы взимается гос.пошлина 3 500,0 pуб. (подпункт 116 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ)

что будет, если этого нет

Выброс вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения влечет наложение административного штрафа (в соответствии с п. 1 статьи 8.21. КоАП от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ):

на должностных лиц - от 40 000 до 50 000 рублей;

на индивидуальных предпринимателей - от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

на юридических лиц - от 180 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

2. Ежегодная отчетность об обращении с отходами

почему это нужно?

В соответствии с п. 7 и 8 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы, предоставляют отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

Согласно п. 2 Приказа Минприроды России от 25.02.2010 № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» лимитами на размещение отходов для МСП на текущий год являются количества отходов, указанные в отчете об обращении с отходами за предыдущий год.

Таким образом, для МСП необходимо сдавать отчетность по форме, утверждённой Приказом Минприроды РФ от 16.02.2010 № 30 «Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)»

что будет, если этого нет

Несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа в размере (в соответствии со статьей 8.2. КоАП от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ):

на должностных лиц - от 10 000 до 30 000 рублей;

на индивидуальных предпринимателей - от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

на юридических лиц - от 100 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

3. Журнал учет отходов

почему это нужно?

Приказ Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами» устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах

что будет, если этого нет

Несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа в размере (в соответствии со статьей 8.2. КоАП от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ):

на должностных лиц - от 10 000 до 30 000 рублей;

на индивидуальных предпринимателей - от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

на юридических лиц - от 100 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

4. Паспорта отходов I - IV классов опасности

почему это нужно?

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности» необходимо разработать паспорта на отходы I - IV классов опасности и подтвердить отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

что будет, если этого нет

Несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа в размере (в соответствии со статьей 8.2. КоАП от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ):

на должностных лиц - от 10 000 до 30 000 рублей;

на индивидуальных предпринимателей - от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

на юридических лиц - от 100 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

5. Инвентаризация отходов

почему это нужно?

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» необходимо проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды один раз в пять лет и при внесении существенных изменений в деятельность организации или производственные процессы. Такая инвентаризация как правило оформляется актом инвентаризации.

что будет, если этого нет

Несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа в размере (в соответствии со статьей 8.2. КоАП от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ):

на должностных лиц - от 10 000 до 30 000 рублей;

на индивидуальных предпринимателей - от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

на юридических лиц - от 100 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

6. Плата за негативное воздействие на окр. среду (НВОС)

почему это нужно?

Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон) установлено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, установленных данной статьей Закона, в том числе принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде. Пунктом 1 статьи 16 Закона установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:

- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
- сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
- хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Согласно письму Росприроднадзора от 11.04.2016 N АС-06-01-36/6155 "О плате за негативное воздействие на окружающую среду" субъекты малого и среднего предпринимательства исчисляют и вносят плату за 2016 г. в срок до 1 марта 2017 г.

что будет, если этого нет

Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа (в соответствии со статьей 8.41. КоАП от 30.12.2001 № 195-ФЗ):

на должностных лиц в размере от 3 000 до 6 000 рублей;

на юридических лиц - от 50 000 до 100 000 рублей.

7. Инструкция по обращению с ртутьсодержащими лампами и назначение ответственного

почему это нужно?

Необходимо разработать и утвердить в установленном порядке инструкцию по обращению с ртутьсодержащими лампами и назначить ответственное лицо во исполнение Постановления Правительства РФ от 03.09.2010 № 681 «Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде» .

что будет, если этого нет

Несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа в размере (в соответствии со статьей 8.2. КоАП от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ):

на должностных лиц - от 10 000 до 30 000 рублей;

на индивидуальных предпринимателей - от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

на юридических лиц - от 100 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

8. Лицензия

почему это нужно?

В случае, если Вы не просто сдаете отходы специализированной организации, а производите с ними какие-то манипуляции, т.е. принимаете чужие отходы, свои транспортируете, сжигаете, утилизируете, закапываете и т.д. и т.п.

Согласно пп. 30 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности": Лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

что будет, если этого нет

Осуществление предпринимательской деятельности без специальной лицензии, если такая лицензия обязательна, влечет наложение административного штрафа (в соответствии с п. 2 статьи 14.1. КоАП от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ):

на граждан - от 2 000 до 2 500 рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой;

на должностных лиц - от 4 000 до 5 000 рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой;

на юридических лиц - от 40 000 до 50 000 рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.